главная >>> тексты >>> критика

 Rambler's Top100

Август, 2003

 

Куда летишь, «Бумер»? 

Киновзгляд «Слова вокруг Петербурга»

 
 

Бумер [нем. bimmer]- жарг. название авто­мобиля марки BMW.

Bimmer
 
   
 

 Поиск нового героя отечественным кинематографом постсоветского безвременья, казалось бы, увенчался успехом. Дуумвират «Братьев» Алексея Балабанова возвел на экранный трон молодого, обаятельного, «идейного» и такого узнаваемого убийцу, который утверждал, что вся сила в правде и, не задумываясь, прогуливался по трупам, эту самую правду восстанавливая. Марш ощетинившегося бесцелья в запыленные уголки национального самосознания зрителя был триумфальным, пока наперерез не встал «Бумер».

«Бумер» - жаргонное название автомобиля BMW, являющегося центральной метафорой нового российского фильма. Сценарист Денис Родимин и режиссер Петр Буслов, для которых, кстати, это первая полнометражная работа, в качестве скрепляющего стержня истории взяли беспроигрышный вариант – дорогу. Дорогу, уносящую в российскую глушь смоляной BMW 750 IL. Автобегством оборачивается жизнь четырех «крутых парней», после того как один из них на «стрелке» укладывает более «крутого» криминального элемента. Однако Сергей Сельянов (кинокомпания «СТВ»), один из продюсеров «Бумера», произвел на свет вовсе не третью часть своего бандитского кинодуумвирата. Одиссея Данилы Багрова, главного героя «Братьев», - это триумф (хотя и в кавычках, ернический) молодой бесцельности с мощным оружием в руках – идеологией «братства». У Багрова есть идейное «дело». Фатальность же, стертость судеб пассажиров «Бумера», базирующихся на тех же ценностях, читается изначально. Выразительные, узнаваемые лица актерского состава - а это Владимир Вдовиченков (зрителям он знаком по нашумевшему сериалу «Бригада»), Андрей Мерзликин, Максим Коновалов, Сергей Горобченко, - однако, не сглаживают ощущение от восприятия героев как осклабившейся массы. Впечатление усиливается полудикарской «феней», на которой изъясняются герои фильма.

Bimmer«Братство» бесцельностей – это замкнутый круг, зло, которым заражается все вокруг. Недаром вшиты в ткань фильма ответвления, коротко повествующие о дальнейшей судьбе второстепенных персонажей, повстречавшихся на пути удирающих молодчиков. Это линия подростка-репера: один из героев подарил ему бейсбольную биту, с помощью которой впоследствии мальчишка самоутверждался – избивал по ночам прохожих. Это линия трех дально­бойщиков, к которым криминальная четверка прилипла в качестве путевой секьюрити – немного погодя, один из шоферов во время «разборки» тяжело ранит персонажа по кличке Ошпаренный. Это линия простоватой девушки из Богом забытой деревни, у которой после стараний одного «бумерца» родится ребенок и будет расти, естественно, без отца. И трудно поверить крепкому, спортивному парню - персонажу с говорящей кличкой Килла, - что они, «бумерцы», такие, потому как «жизнь такая». Даже взбеленившийся милиционер, тиранящий водителей на трассе – вялая отговорка. Так и метит промеж глаз «указующий перст», мол, не ходи по кривой тропке, авось и не будешь петлять по глухомани, не подсунут тебе менты травку в багажник, не пырнут недруги отверткой в живот...

Однако фильм Петра Буслова не сводится к банальному морализаторству. Скорее это экзистен­циальная драма о призрачной дороге-судьбе, которой нет, потому что сами путешественники не знают, куда идут. Манящая перспектива переезда во Францию «мозга» команды, Кота, нивелируется инстинктом «братства»: не могу, надо помочь «пацанам разобраться». Да и чужой он там... Авторы приводят своих героев в тихую мифическую деревеньку с неземными закатами, пьяненьким трактористом, то ли мертвой, то ли живой знахаркой Собачихой, мол, пожалуйте, живите. Но и тут «крутые москвичи» чувствуют себя чужими настолько, насколько нелепо смотрятся на них тулупы и валенки, насколько инородным телом выглядит злосчастный BMW за деревенским забором. Они везде «не в своей тарелке» - ни в прошлом, ни в будущем. А в настоящем – метания и страх. Мрачная история давит, не спасают даже ироничные диалоги, вроде наставлений Киллы подростку-реперу, мол, я тоже без отца рос, однако ж, вона как, «в люди выбился». Закономерный финал – единственный «лобовой» метафорический кадр фильма – брошенный в заснеженном лесу, остывающий BMW под «мобильную увертюру» Сергея Шнурова («Шнура» из группы «Ленинград», композитора кинокартины). Вообще, ненавязчивость, естественность образов и красок – одно из главных достоинств фильма. Наряду с режиссером, эта заслуга молодого оператора киноленты Даниила Гуревича, без вести пропавшего при сходе ледника в Кармадонском ущелье Северной Осетии.

Эйфория «братания» развеяна, но что дальше? Нудная констатация безысходности, фатальности? Пока по российскому экранному бездорожью будут колесить черные «катафалки» (это меткое «погонялово» дала братковскому BMW знахарка Собачиха) с рулевым, не ведающим пути – да. А зритель будет смотреть, забавляться остроумными диалогами, уверять друга по мобильнику, чтобы тот посмотрел «нормальное пацанское кино», ибо «не обломается», и... И уходить из кинозала опустошенным, как бензобак забытого в глуши «бумера»?

8 августа 2003 года
Timecode

 
   
 

 Было бы очень интересно выслушать ваше мнения о прочи­танном. Пожалуйста, черкните пару строк в гостевой книге!
 

 
  в начало страницы назад главная архив далее

Проект «Слово вокруг Петербурга» - некоммерческий. Обновление страницы производится на личные средства создателей.
Все материалы публикуются с ведома и личного разрешения авторов.

Rambler's Top100 Слово вокруг Петербурга

Дизайн © Spruden-studio St. Petersburg 2003-04
При создании материала использованы фотоматериалы с сайта www.ctb.ru
При частичном или полном использовании материалов ссылка на
«Слово вокруг Петербурга» обязательна. All rights reserved.

counter
Хостинг от uCoz