главная >>> тексты >>> критика

 Rambler's Top100

сентябрь  2004 г.

 

Собачья любовь 

Кинокритика

 
 

Они получили собачью любовь в награду за собачью жизнь

 

 
   
 

 Как-то в одном из своих интервью режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту (Alejandro Gonzalez Inarritu) заявил, что Достоевского не читал и вообще его не знает. Тут может возникнуть культурное негодование: чему может научить страна, где не читают Достоевского и знают лишь "диких роз", да "плачущих богатых"?

К чему нам "Собачья любовь"(Amores Perros)?

Идея проста, одиночество - это отсутствие любви. Одиночество - это плохо. И даже собачья любовь лучше одиночества. Но не каждый может добиться даже ее.

Эгоист Октавио (Гаель Гарсиа Берналь) не "получает" Сусанны (Ванесса Боше), жены своего брата, даже после смерти последнего. Он не получает и братской любви, братская любовь - это любовь Каина да Авеля!

Любовь преуспевающего редактора Даниеля (Альваро Гуерреро) и прекрасной Валерии (Гойа Толедо) не более рекламного плаката - она исчезает столь же внезапно, как и появляется, оставляя за собой грязную стену: "здесь могла быть ваша реклама"! Эта форма "собачьей любви" также иллюзорна, как отрезанная нога попавшей в аварию фотомодели.

Любовь родителей и детей вызывает страдание, как у тех, так и других: сначала у брошенной дочки, а затем у отца. Ставший наемным убийцей, он не успел сказать ей самого главного. "Я люблю тебя доченька", - наконец наговаривает на ленту автоответчика просидевший много лет в тюрьме бывший повстанец Эль Чиво (Эмилио Эчиварриа). Но он должен уйти, ведь он уже давно умер, а мертвецы, как известно, не возвращаются...

Да и между собаками любовь также невозможна: пес, принадлежавший Октавио, загрызает семью дворняжек-кабысдохов, именно тех, который он нечаянно спас от смерти в начале первой новеллы.

Фильм "Собачья любовь" - бесспорно явление в мире киноискусства и поэтому не может быть ни натуралистичен, ни жизнеподобен. Мы понимаем, что нам просто рассказывают истории, наподобие тех, празднично-балаганных из "Ста лет одиночества"! Перед нами всего лишь актеры и много-много кетчупа! Но, вопреки всему, эти три новеллы, сталкивающие героев в одной автомобильной аварии, затрагивают именно своим натурализмом, и жизнеподобием! В нашей "реальной" жизни одиночество, это вот тот фантом, от которого не уберегут ни деньги, ни сила, ни социальный успех: и Октавио, и редактор Даниель, и старик-убийца "сказочно богаты" (пачки песо, то и дело перегораживают кадр, как бы заслоняя происходящие на втором плане).

Что должно вынести из всего этого? Какой же может быть выход из поистине "собачьей" жизни? Кто сможет избавиться от этого вечного недуга? Возможно лишь Эль Чиво, старик-убийца и пес-убийца, принадлежавший, Октавио. Они вплетаются в тело всех трех новелл. Они и зрители, и непосредственные участники всех событий. "Собачья любовь" - это именно их любовь, а не братьев судорожно пытающихся дотянуться до пистолета, и не одноногой фотомодели и ее скучающего друга, (в мыслях Даниель уже давно отказался от нее и мечтает скорее оказаться дома с женой). И конечно же сам Октавио не получит любви - вот он уж точно уже все потерял: собаку, деньги, любимую, он теперь калека продолжающий "смешить Бога" своими планами.

"Как зовут твою собаку" – в финале фильма спрашивает старика-убийцу хозяин свалки старых автомобилей.

Эль Чиво на мгновение задумывается, оказывается, он не знает, как зовут этого огромного черного пса в шрамах. У древних народов было такое поверье - новая судьба возможна только с новым именем. Воин, потерпевший поражение в бою, должен был выбрать новое имя, иначе не видать удачи.

"Черный! Его зовут, Черный!" – говорит старик , - Хватит лаять, Черный, пошли!"

Старик и собака уходят куда-то в глубину кадра по дороге за выжженный пустырь свалки. Это хорошая концовка, они-то избавились от одиночества. Они единственные получили собачью любовь в награду за собачью жизнь.

Алексей Спрудин
СПб, 2004

 
   
 

 Было бы очень интересно выслушать ваше мнения о прочитанном. Пожалуйста, черкните пару строк в гостевой книге!
 

 
  в начало страницы назад главная архив

Проект «Слово вокруг Петербурга» - некоммерческий. Обновление страницы производится на личные средства создателей.
Все материалы публикуются с ведома и личного разрешения авторов.

Rambler's Top100 Слово вокруг Петербурга

Дизайн © Spruden-studio St. Petersburg 2000-04
При частичном или полном использовании материалов ссылка на
«Слово вокруг Петербурга» обязательна. All rights reserved.

Хостинг от uCoz