главная >>> тексты >>> колонка редактора

 Rambler's Top100

Март 2003 г.

 

Обрезанный Годар 

Размышления перед экраном

 
 

« ...Когда дерьмо подорожает - бедняки будут рождаться без задницы...»

”Имя Кармен”

Жан Люк Годар (Jean-Luc Godard)

 
   
 

 Помнится, много лет назад, еще на первом курсе, был я на одном полулегальном просмотре одного французского фильма. На экране вперемежку мелькали обнаженная Марушка Детмерс, юные скрипачки и морские камни. Фильм был очень эстетский, дублированный на коленях, но очень клевый - Годаровская «Кармен» (Prenom Carmen, 1983).

«Просто классный фильмец! – как сказала моя сокурсница, которая тоже была на этом просмотре - Только уж очень много музыки этого Жоржа Бизе! Я бы вырезала половину!»

А в фильме Бизе не было ни ноты – потому я промолчал. Не стоило бы и вспоминать об этой истории, если б не один случай. Как-то на днях в одном шикарном Питерском магазине (не буду его называть, чтобы не делать рекламу) я купил дорогущую кассету с тем самым фильмом. И, предвкушая удовольствие от погружения в постмодернизм Годаровского мира, поспешил домой. Каково же было мое удивление, когда наконец моторчик видака докрутился до титров - фильм был не ТОТ. Точнее, не совсем тот. Вроде бы все так, как и должно было быть: и сумасшедший Годар, и его очаровательная племянница, и охранник банка... Только из фильма куда-то испарились восемь с половиной минут! А вместе с ними две сцены, которые я очень хорошо запомнил еще на том первом полулегальном просмотре.

Я посмотрел еще раз и убедился, что ошибки нет никакой: вместо восьмидесяти пяти положенных фильм длился чуть более семидесяти с половиной минут!

Закурив и крепко задумавшись над увиденным, я попытался разобраться в таком чудесном превращении. Версию о пьяных инженерах заливших пивом исходник фильма, я отбросил сразу. Логотип на упаковке «OPT-Video» показывал - контора солидная, там если и пьют, то не так. Значит, был особый умысел. Тут блеснула догадка: так как во всех вырезанных местах актер Жак Боннафе представал перед Марушкой Детмерс совершенно обнаженным значит заподозрили умные головы из «OPT-Video» порнушку и тут же решили соблюсти нравственность, отхватив два здоровенных куска. Вот и разгадка! А то, что вместе с неясно мелькнувшим фаллосом Жака Боннафе пропали еще и диалоги, заметьте, ключевые диалоги героя и героини, горе-редакторам было невдомек. Может, вообще без звука смотрели! Вот тут-то я вспомнил мою подружку-сокурсницу, спутавшую Людвига Бетховена с Жоржем Бизе и желавшую их обоих из фильма вырезать! Вырезать музыку, обрамлявшую канву повествования, музыку, которая сама являлась полноправным персонажем фильма. Это я к тому, что всегда что-то кому-то мешает! Кому-то Бетховен, а кому-то голые бабы в Эрмитаже. Я о статуях говорю. Кто-то прочитал книгу и сразу в унитаз. Ну не понравилась книга ему! А вот господам из «OPT-Video» не понравился Годар. Ну не понравился он им, что тут поделать!

Закурив вторую сигарету, я еще глубже задумался. Как странно все получается! Набить морду соседу на людях – пожалуйста! А если вы при этом материться смачно будете – вам самое место на телевидении, и вас непременно позовут в программу Димы Нагиева про «Окна». Кино, какое показать с беспрерывным мочиловом – легко и сразу, и в эфир первого канала! Если вы спели о том, что Маша не дала Паше и еще сплясали, двигая бедрами, – тут же без вопросов вас в хит-парад! А вот если книгу написали заумную или кино с Бетховеном – нет, нельзя! Придут стражи нравственности и обрежут вам что-нибудь, чтоб больше ничего не хотелось! Не логично? Может быть, а может быть, и нет. Вспомним хотя бы известную американскую формулу показа фильмов аборигенам, ну, американцам в смысле. Там говориться: попу показывать можно, но с обратной стороны нет! Грудь тоже можно, а вот соски нет! Ну, и все в таком духе! Пригладитесь к экрану в перерыве между рекламой – все массовое кино построено по этому принципу! Вроде бы пошлятина такая, что хоть вешайся, но формально все соблюдено, соски не показаны – нравственность не нарушена!

Но не все кино такое. Есть французский режиссер - Жан Люк Годар, который снял замечательный фильм о любви «Имя Кармен», где почти не ощутима грань между тонкой иронией мастера и трагизмом жизни. Но именно его посчитали произведением частично порнографическим. Фильм постмодернистский, а постмодернизм и порнография не совместимы как ночь и день!

Решил я узнать из первых рук, в чем, собственно, дело, но не тут-то было. Приятный женский голосок, ответивший на мой телефонный звонок в «OPT-Video», просто бросил трубку, услышав вопрос в цензуре в художественных фильмах. Так что так и осталось не понятно, для кого предназначены все грозные надписи об ответственности за нарушение авторских прав, коими разукрашены кассеты с продукцией «OPT-Video». Ведь нарушение авторского права подразумевает не только незаконное копирование, но и видоизменение произведения без согласования с автором. А сотрудники «OPT-Video» с Годаром не советовались, иначе, я думаю, мастеру удалось бы им втолковать, чем Божий дар отличается от яичницы.

Alex Spruden

 
   
 

 Было бы очень интересно выслушать ваше мнения о прочитанном. Пожалуйста, черкните пару строк в гостевой книге!
 

 
  в начало страницы назад главная архив далее

Проект «Слово вокруг Петербурга» - некоммерческий. Обновление страницы производится на личные средства создателей.
Все материалы публикуются с ведома и личного разрешения авторов.

Rambler's Top100 Слово вокруг Петербурга

Дизайн © Spruden-studio St. Petersburg 2002
При частичном или полном использовании материалов ссылка на
«Слово вокруг Петербурга» обязательна. All rights reserved.

Хостинг от uCoz